Благодаря многочисленным исследованиям и экспериментам учёным стало известно о разнообразии видов памяти и о том, какие процессы протекают в мозге, вплоть до молекулярных.
Так, например, обычно понимаемая многими сознательная, семантическая (декларативная) память вовсе не является главной или определяющей.
Прежде всего все повседневные события, факты ненадолго фиксируются в нашей кратковременной (или оперативной, компьютер - аналогия мозга) памяти. И за ночь важные, окрашенные эмоциям (см. далее) запоминаются, "отлаживаются" в долговременную, благодаря образующимся синаптическим связям между нейронами.
Все стрессовые, негативные события связаны одним общим фактором, благодаря которому они прочно отложились в долговременной памяти, - ЭМОЦИЯМ. Мозг устроен так, что он отмечает важные для выживания события сильной эмоциональной реакцией. Так как главная задача мозга - выживание, такое событие запускает встроенный механизм, цель которого - не дать мозгу его позабыть.
Нейробиологи выяснили, что ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ МЕХАНИЗМА ПАМЯТИ является маленьекое образование в мозгу, которое называется МОЗЖЕЧКОВОЙ МИНДАЛИНОЙ. Мозжечковая миндалина входит в лимбическую систему - эмоциональный центр мозга. Это главный источник бессознательного обучения, которое также присуще остальным животным (одна из форм бессознательного обучения - выработка рефлексов).
У людей рефлексы с трудом поддаются рациональному анализу, потому что они закрепляются в областях мозга, независимых от центров мышления и разуму трудно их контролировать. Именно поэтому фобии так трудно поддаются лечению.
МОЗЖЕЧКОВАЯ МИНДАЛИНА выполняет все эти функции, связываясь с ГИППОКАМПОМ (ещё один важный компонент системы сознательной памяти) и с БАЗАЛЬНЫМИ ГАНГЛИЯМИ (центральным компонентом системы мозга, которая отвечает за обучение новым навыкам и привычкам), и вынуждает их серьёзно воспринимать поступающую информацию. Во время некоторых экспериментов учёным удавалось повысить кривую обучаемости у крыс с помощью прямой инъекции амфетамина в мозжечковую миндалину. И наоборот, инъекция лидокоина в гиппокамп или в базальные ганглии блокирует положительное действие амфетамина на способность обучаться.
Однако возможности мозжечковой миндалины (ММ) не ограничиваются примитивным бессознательным обучением под действием страха, тревоги и т.д.
Она также воздействует и на ЭПИЗОДИЧЕСКУЮ память. Так, например, новость об серьёзной аварии или трагедии запоминается гораздо лучше, чем все остальные новости этого дня.
Ряд исследований показал, что люди лучше запоминают те истории, которые пробуждают в них ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК, а истории, ничем не отличающиеся по длительности и сложности, но не имеющие эмоциональной окраски, даются им хуже. Эмоциям даже не обязательно быть особенно яркими или сильными. ПЭТ- сканирование показало, что мозжечковая миндалина способствует запоминанию ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ информации, даже если вы не чувствуете никакого эмоционального всплеска.
Эффективность эмоционального компонента обучения обусловлена ролью эмоций в закреплении информации в дольговременной памяти. Например, вы лучше запомните материал, если эмоционально обсудите его с одноклассниками, коллегами после уроков, работы. Материал запомнится ещё надёжнее, чем если бы вы его зубрили. Кстати, если вам действительно нужно что-то зазубрить, делайте 20-минутные перерывы и постарайтесь хорошо выспаться после зубрёжки. Это не просто дружеский, родительский совет. Его эффективность доказана НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ.
Навыки и привычки же намного стабильнее воспоминаний о фактах и событиях, так как зафиксированы неоднократные клинические случаи, когда при полной утрате последних, навыки и привычки оставались.
Для запоминания навыков вроде езды на велосипеде, автомобиле и пр., привычек вроде делать лишние, ненужные дела, доведения их до автоматизма в нашем мозгу предназначен отдельная область ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ, расположенная преимущественно в мозжечке. Из всех недекларативных видов памяти процедурная память ближе всего стоит к осознанной. То есть один вид знания относится к тому, что мы «знаем как», а другой – к тому, что мы «знаем что».
Есть ещё несколько видов памяти, на которых я не буду заострять внимание, так как они менее важны для организма..